План реализуемых в Организации антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур, порядок их выполнения

Приложение №2 к приказу №19-П от 31.05.2023г.

 

 

План реализуемых в Организации антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур, порядок их выполнения.

 

Направление

Мероприятие

Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений

Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников, должностных лиц и представителей Организации

Разработка и внедрение положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, декларации о конфликте интересов

Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур

Введение процедуры информирования Организации работниками, должностными лицами и представителями о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов

Введение процедуры информирования Организации работниками, должностными лицами и представителями о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», «горячей линии» и т.п.)

Введение процедуры информирования Организации работниками и иными лицами о ставшей им известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», «горячей линии» и т.п.)

Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций

Введение процедуры рассмотрения сообщений работников и иных сигналов об известных или предполагаемых коррупционных правонарушениях и/или иных нарушениях Антикоррупционной политики, допущенных должностными лицами/работниками/представителями/ контрагентами Организации и иными лицами, взаимодействующими с Организацией, а также процедуры проведения внутренних проверок, информирования руководства Организации о результатах таких проверок и принятия по результатам таких проверок мер, направленных на усовершенствование предупреждения и противодействия коррупции в Организации

Заполнение декларации о конфликте интересов

Проверка контрагентов

Документирование и реализация процедур по проверке контрагентов и иных лиц для предотвращения и/или выявления рисков вовлечения Организации в коррупционную деятельность

Обучение и информирование работников

Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур

Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур

Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы

Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции

 

 

Информационно-разъяснительная работа по вопросам соблюдения  требований законодательства о противодействии коррупции.

    Политика противодействия коррупции направлена на предотвращение возможных действий коррупционного характера, формированию в рабочем коллективе атмосферы непринятия коррупции.

1. Коррупция – это незаконное  использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих законодательству и моральным установкам. В общественном сознании коррупция - это получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование человеком своего должностного положения а также получения выгоды в виде денег, ценностей и другого имущества. Коррупцию можно считать одной  из серьёзных угроз для нашей страны. Уровень этой угрозы достаточно высок, поскольку коррупцию можно отнести к тем явлениям, которые непосредственно влияют на безопасность страны. Такое явление, как коррупция  наносит большой вред всему обществу, разрушает основы государственной власти, снижает эффективность деятельности государственных органов, подрывает авторитет чиновников, снижает доверие граждан к власти в целом.

  Коррупция деформирует правовое сознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц.

Сегодня в Казахстане бытует устойчивое мнение граждан о том , что коррупция в нашем государстве непобедима. Многие граждане убеждены в том что коррупционное поведение заложено в основе нашей экономике.

Причин существования и даже развития коррупции много, в том числе наличие большого количества подзаконных актов, сложных для понимания, недостаточная правовая культура граждан, пассивность граждан, обусловленная недоверием к системе противодействия коррупции, отсутствие системности в мерах по противодействию коррупции, неотработанность системы антикоррупционного образования, просвещения и т.д.. В этом контексте важнейшим направлением образования должно стать создание образовательной среды непринятия коррупционных проявлений, воспитание нравственно совершенных граждан, с высоким уровнем морали, не подверженных коррупции.

Сегодня необходимо по иному взглянуть на теорию и практику образовательной и воспитательной работы подрастающего поколения. Необходимость укрепления и развития гражданского общества, воспитания грамотных с правовой точки зрения граждан, обладающих необходимыми знаниями о своих гражданских правах и обязанностях, способных применять эти знания в повседневной жизни,, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права защищать, становятся актуальной задачей всех образовательных учреждений Казахстана. Для этого прежде всего необходимо педагогическое осмысление цели особенностей содержания, форм, методов и средств антикоррупционного образования и воспитания детей и молодежи разных возрастных групп. В этой связи особую актуальность  приобретают вопросы разработки методик антикоррупционного образования и просвещения и их широкого распространения и изучения начиная с общих образовательных школ, средних и высших учебных  заведениях. Тем самым будет формироваться неприятия коррупции как явления и формируя знания  которые помогут в вопросах противодействия  коррупции.

Основной целью антикоррупционной работы , является формирование гражданского сознания.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

  1. Целью противодействия коррупции является устранения коррупции в обществе.
  2. Достижения цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач:

а) формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;

б) выявление условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранение их последствий;

в) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;

г) развитие международного сотрудничества по противодействию коррупции;

д) выявления, пресечения, раскрытия и расследование коррупционных правонарушений.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов:

  1. Законности;
  2. Приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
  3. Гласности и прозрачности;
  4. Взаимодействия государства и гражданского общества;
  5. Системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;
  6. Приоритетного применения мер предупреждения коррупции;
  7. Защиты и поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
  8. Неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.

В законе о противодействии коррупции есть статья 9 Формирование антикоррупционной культуры. Просвещение и воспитательная работа по формированию у молодого поколения антикоррупционного сознания являются частью государственной антикоррупционной политики по устранению причин и условий порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни казахстанского общества.

Формирование культуры нетерпимости к коррупции считается одним из важнейших элементов антикоррупционной стратегии развитых стан.

 

2. Антикоррупционная политика- это правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышения доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом.

Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, непринятия населением любых форм коррупции и неопотизма, Будет продолжено развитие целостной антикоррупционной политики. Выработанные антикоррупционные меры будут направлены на комплексное устранение предпосылок коррупции, в особенности бытовой, обеспечение неотвратимости ответственности, широкое вовлечение гражданского общества в противодействие коррупции. Абсолютное непринятия коррупции будет достигнуто путем повышения антикоррупционной культуры, систематизации воспитательных и образовательных мер, мотивации представителей государственного аппарата и бизнес-сообщества на добропорядочное  поведение.  В целом антикоррупционная политика направлена на создание таких условий, когда коррупция будет экономически и репутационно невыгодной.

Антикоррупционная политика основывается на принципах:

Равенства всех перед законом и справедливости; непринятие коррупции во всех ее проявлениях; защиты лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции

 

 

Одним из элементов антикоррупционной политики является оценка коррупционных рисков. Целью оценки коррупционных рисков  является определение конкретных операций в деятельности предприятия, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений в целях получения личной выгоды.

Будет усилена координирующая роль уполномоченного органа по противодействию коррупции в вопросах деятельности комплаенс-служб субъектов квазигосударственного сектора. Для обеспечения комплексности и полноты в вопросах предупреждения коррупции необходима регламентация взаимодействия уполномоченных по этике с антикоррупционной службой. Появление новых способов совершения коррупционных правонарушений требует непрерывного процесса качественного повышения квалификации сотрудников антикоррупционной службы.

   Будут приняты меры по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием цифровых финансовых активов, криптобирж, и других цифровых платформ.

 

 

 

 

 

 

 

     Информационно-разъяснительная работа по вопросам соблюдения  требований законодательства о противодействии коррупции от 18.09.2024 года

    Стандарты (рекомендации) поведения (действий) лиц,
работающих в обособленной сфере общественных отношений

7. При реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом:

1) руководствоваться Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами;

2) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;

3) быть честным, справедливым, скромным, соблюдать общепринятые морально-этические нормы в обращении с физическими лицами, представителями юридических лиц и коллегами, проявлять вежливость и корректность;

4) обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

5) своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;

6) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;

7) не распространять сведения, не соответствующие действительности;

8) не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;

9) обеспечить исполнение трудового законодательства, обеспечение соблюдения режима и условий труда, а также ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе приравненных лиц.

9. При оказании государственных услуг и иных разрешительных функций:

1) на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказания государственных услуг;

2) предоставлять полную и достоверную информацию о порядке оказания государственных услуг услугополучателям в доступной форме;

3) не допускать истребования не предусмотренных документов, а равно избегать всяческой волокиты (бюрократии) в ходе оказания государственных услуг и иных разрешительных функций;

4) докладывать руководству при склонении к совершению коррупционного правонарушения;

5) обеспечивать постоянное совершенствование процесса оказания государственных услуг, экономичности и эффективности при оказании государственных услуг.

9. При осуществлении государственных закупок, связанных с приобретением товаров, работ, услуг:

1) оптимально и эффективно расходовать денежные средства, используемые для государственных закупок;

2) предоставлять потенциальным поставщикам равные возможности для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом;

3) обеспечивать открытость и прозрачность процесса государственных закупок;

4) не допускать коррупционных проявлений;

5) не допускать участие в качестве потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), имеющих неисполненные обязательства по исполнительным документам и включенных в Единый реестр должников.

10. При подготовке и принятии управленческих и иных решений в рамках своей компетенции:

1) докладывать непосредственному или прямому руководителю о возникновении конфликта интересов, личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, о склонении к коррупционному поведению и получению подарков;

2) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность организаций, служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;

3) не дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам подарки и не оказывать неслужебные услуги для получения с использованием должностных полномочий имущественной выгоды, блага либо преимущества;

4) проявлять активность в противодействии коррупции, раскрытии коррупционных правонарушений;

5) докладывать руководству о ставших им известными фактах коррупции, а также о склонении к получению какой-либо выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо волокиты;

6) в письменной форме сообщать непосредственному руководителю о сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения;

7) обращаться к вышестоящему руководству, если непосредственный руководитель сам вовлечен в конфликт интересов;

8) воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении предпринимательской и иной деятельности, связанной с извлечением доходов.

11. При подготовке проектов нормативных правовых актов:

1) обеспечивать обязательное участие общественности, средств массовой информации в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов;

2) обеспечивать координацию ведения структурными подразделениями организации мониторинга правовых актов и подготовка соответствующих отчетов на постоянной основе;

3) разработанные проекты нормативных правовых актов до направления на согласование в заинтересованные государственные органы размещать для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов;

4) не использовать в нормативных правовых актах нормы, содержащие коррупционные факторы или их признаки.

12. При организации кадровой работы по подбору и расстановке сотрудников/работников:

1) соблюдать установленные сроки рассмотрения материалов на назначения;

2) при приеме на службу/работу в организацию разъяснять основные обязанности, запреты и ограничение, возлагаемые на должностных лиц;

3) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан при отборе кадров;

4) не допускать необоснованной передачи сведений о персональных данных государственных служащих;

5) не требовать от кандидатов на службу/работу документы, не имеющие отношения для заключения трудового договора;

6) объективно и всесторонне проводить служебные расследования в отношении работников.

13. При иных взаимоотношениях, возникающих в зависимости от специфики сферы жизнедеятельности:

1) конкретно и четко определять задачи и объем служебных полномочий подчиненных должностных лиц;

2) не допускать неравномерного распределения трудовой нагрузки между должностными лицами, находящимися в подчинении;

3) проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также при применении мер поощрения и взысканий;

4) не допускать по отношению к подчиненным работникам необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности, некорректного поведения;

5) не отдавать явно невыполнимых распоряжений или выходящих за рамки их должностных обязанностей, а также противоречащих законодательству;

6) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность подчиненных при решении вопросов внеслужебного характера;

7) не принуждать подчиненных к совершению коррупционных правонарушений;

8) своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию конфликта интересов, возникшего у коллег в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей;

9) обеспечивать сохранность имущества, рационально, эффективно в служебных целях использовать собственность, включая автотранспортные средства.

1. Коррупция – это незаконное  использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих законодательству и моральным установкам. В общественном сознании коррупция - это получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование человеком своего должностного положения а также получения выгоды в виде денег, ценностей и другого имущества. Коррупцию можно считать одной  из серьёзных угроз для нашей страны. Уровень этой угрозы достаточно высок, поскольку коррупцию можно отнести к тем явлениям, которые непосредственно влияют на безопасность страны. Такое явление, как коррупция  наносит большой вред всему обществу, разрушает основы государственной власти, снижает эффективность деятельности государственных органов, подрывает авторитет чиновников, снижает доверие граждан к власти в целом.

  Коррупция деформирует правовое сознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц.

Сегодня в Казахстане бытует устойчивое мнение граждан о том , что коррупция в нашем государстве непобедима. Многие граждане убеждены в том что коррупционное поведение заложено в основе нашей экономике.

Причин существования и даже развития коррупции много, в том числе наличие большого количества подзаконных актов, сложных для понимания, недостаточная правовая культура граждан, пассивность граждан, обусловленная недоверием к системе противодействия коррупции, отсутствие системности в мерах по противодействию коррупции, неотработанность системы антикоррупционного образования, просвещения и т.д.. В этом контексте важнейшим направлением образования должно стать создание образовательной среды непринятия коррупционных проявлений, воспитание нравственно совершенных граждан, с высоким уровнем морали, не подверженных коррупции.

Сегодня необходимо по иному взглянуть на теорию и практику образовательной и воспитательной работы подрастающего поколения. Необходимость укрепления и развития гражданского общества, воспитания грамотных с правовой точки зрения граждан, обладающих необходимыми знаниями о своих гражданских правах и обязанностях, способных применять эти знания в повседневной жизни,, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права защищать, становятся актуальной задачей всех образовательных учреждений Казахстана. Для этого прежде всего необходимо педагогическое осмысление цели особенностей содержания, форм, методов и средств антикоррупционного образования и воспитания детей и молодежи разных возрастных групп. В этой связи особую актуальность  приобретают вопросы разработки методик антикоррупционного образования и просвещения и их широкого распространения и изучения начиная с общих образовательных школ, средних и высших учебных  заведениях. Тем самым будет формироваться неприятия коррупции как явления и формируя знания  которые помогут в вопросах противодействия  коррупции.

Основной целью антикоррупционной работы , является формирование гражданского сознания.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

  1. Целью противодействия коррупции является устранения коррупции в обществе.
  2. Достижения цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач:

а) формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;

б) выявление условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранение их последствий;

в) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;

г) развитие международного сотрудничества по противодействию коррупции;

д) выявления, пресечения, раскрытия и расследование коррупционных правонарушений.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов:

  1. Законности;
  2. Приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
  3. Гласности и прозрачности;
  4. Взаимодействия государства и гражданского общества;
  5. Системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;
  6. Приоритетного применения мер предупреждения коррупции;
  7. Защиты и поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
  8. Неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.

В законе о противодействии коррупции есть статья 9 Формирование антикоррупционной культуры. Просвещение и воспитательная работа по формированию у молодого поколения антикоррупционного сознания являются частью государственной антикоррупционной политики по устранению причин и условий порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни казахстанского общества.

Формирование культуры нетерпимости к коррупции считается одним из важнейших элементов антикоррупционной стратегии развитых стан.

 

2. Антикоррупционная политика- это правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышения доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом.

Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, непринятия населением любых форм коррупции и неопотизма, Будет продолжено развитие целостной антикоррупционной политики. Выработанные антикоррупционные меры будут направлены на комплексное устранение предпосылок коррупции, в особенности бытовой, обеспечение неотвратимости ответственности, широкое вовлечение гражданского общества в противодействие коррупции. Абсолютное непринятия коррупции будет достигнуто путем повышения антикоррупционной культуры, систематизации воспитательных и образовательных мер, мотивации представителей государственного аппарата и бизнес-сообщества на добропорядочное  поведение.  В целом антикоррупционная политика направлена на создание таких условий, когда коррупция будет экономически и репутационно невыгодной.

Антикоррупционная политика основывается на принципах:

Равенства всех перед законом и справедливости; непринятие коррупции во всех ее проявлениях; защиты лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции

 

 

Одним из элементов антикоррупционной политики является оценка коррупционных рисков. Целью оценки коррупционных рисков  является определение конкретных операций в деятельности предприятия, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений в целях получения личной выгоды.

Будет усилена координирующая роль уполномоченного органа по противодействию коррупции в вопросах деятельности комплаенс-служб субъектов квазигосударственного сектора. Для обеспечения комплексности и полноты в вопросах предупреждения коррупции необходима регламентация взаимодействия уполномоченных по этике с антикоррупционной службой.

 

 

Наверх